Славянская и Иудаистическая мифология — Георгий Победоносец.

  • Авдотья Рязаночка
  • Авель
  • Авраам
  • Адам и Ева
  • Алеша Попович
  • Андрей
  • Баба - Яга
  • Боян
  • Буй-тур Всеволод
  • Валтасар
  • Василий Буслаевич
  • Волх Всеславьевич
  • Георгий Победоносец
  • Даниил
  • Дунай Иванович
  • Евпатий Коловрат
  • Иван - Богатырь
  • Илья Муромец
  • Кащей Бессмертный
  • Лазарь
  • Лихо одноглазое
  • Лыбедь
  • Лях
  • Марья Моревна
  • Микула Селянинович
  • Михаил Потык
  • Никита Кожемяка
  • Пересвет
  • Святогор
  • Вяйнямейнен
  • Лемминкяйнен
  • Альвис
  • Адвари
  • Атли
  • Беовульф
  • Брюнхильда
  • Гулльвейг
  • Амур
  • Венера
  • Геркулес
  • Грации
  • Диана
  • Меркурий
  • Минерва
  • Флора
  • Церера
  • Амата
  • Аттий Навий
  • Тарпея
  • Акер
  • Амон
  • Анубис
  • Бену
  • Адапа
  • Воскресение Осириса
  • Гимн Осирису
  • Исида и Гор в болотах Дельты
  • Исида и Нефтида находят тело Осириса
  • Истребление людей
  • Плач Исиды и Нефтиды
  • Ра и Змей
  • Агунда
  • Али
  • Ананда
  • А-нюй, Э-нюй
  • Аран
  • Аранбуль
  • Арен
  • Арнаваз
  • Арупап
  • Бахрам Гур
  • Бодончар
  • Ван Хай
  • Ванцзы Цио
  • Гумиры
  • Гуштасп
  • Зяунг
  • Искандар
  • Кава, Кова
  • Кай Кавус
  • Кунье
  • Люхва
  • Манджушри
  • Падмасамбхава
  • Будда Шакьямуни
  •  


    Георгий Победоносец.

    Реклама:

     

    Славянская и Иудаистическая мифология - Георгий Победоносец

    Георгий Победоносец — в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества.

    Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Георгии как о современнике римского императора Диоклетиана (284-305), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско-палестинских земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого военного чина; во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову. Это ставит Георгия в один ряд с другими христ. мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Фёдор Стратилат, Фёдор Тирон, Маврикий и др.), которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача). Черты блестящего аристократа («комита») сделали Георгия образцом сословной чести: в Византии — для военной знати, в славянских землях — для князей, в Зап. Европе — для рыцарей. Иные мотивы акцентируются народным почитанием Георгия, вышедшим за пределы христианского круга (визант. легенда повествует о грозном чуде, научившем арабских завоевателей с почтением относиться к Георгию).

    Георгий выступает как олицетворение животворящей весны («Зелени Юрай» хорватской обрядности), в связи с чем мусульманские легенды особо подчёркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток. Мотив жизни в смерти, символизирующий христианскую мистику мученичества, но апеллирующий и к мифологической образности крестьянских поверий, не чужд и византийской иконографии, изображавшей Георгия стоящим на молитве с собственной отрубленной головой в руках (как на иконе, хранящейся в Историческом музее в Москве); этот же мотив стал причиной смешения в мусульм. странах Георгия (Джирджиса) с Хадиром (значение этого имени — «зелёный» — сопоставимо с фольклорным эпитетом Георгий) и Илйасом. Весенний праздник Георгия — 23 апреля отмечался в восточноевропейском и ближневосточном ареалах как сезонный рубеж скотоводческого календаря: в этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягнёнка, пели особые песни (ср. костромскую песню: «Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали… Егорий ты наш храбрый…, ты спаси нашу скотину в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым месяцем, под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого»); ритуальный выгон коней султана на пастбище назначался на этот день дворцовым укладом османской Турции.

    По-видимому, славянские народы перенесли на Георгия некоторые черты весенних божеств плодородия вроде Ярилы и Яровита, с чем, возможно, связаны народные варианты его имени типа Юрий, Юры, Юр (укр.), Еры (белорус.). Русский крестьянин называл Георгия «загонщиком скота» и даже «скотным богом»; впрочем как покровитель скотовода Георгий выступает уже в визант. легенде о чудесном умножении скота Феописта. Эта линия почитания Георгия перекрещивалась с воинской, княжески-рыцарской линией на мотиве особой связи Георгия с конями (в подвиге драконоборчества он обычно изображается как всадник). Охраняя скотину и людей от волков, Георгий оказывается в славянских поверьях повелителем волков, которые иногда именуются его «псами». Он отвращает от человека и домашних животных также змей, что связано с его ролью змееборца (драконоборца): легенда приписала ему умерщвление хтонического чудовища, этот популярнейший подвиг богов-демиургов (напр., Мардука, Ра, Аполлона, Индры, отчасти Яхве) и героев (напр., Гильгамеша, Беллерофонта, Персея, Ясона, Сигурда и др.).

    Повествуется, что возле некоего языческого города (локализуемого иногда в Ливане, иногда в Ливии или в др. местах) было болото, в котором поселился змей-людоед; как всегда в таких случаях, ему выдавали на съедение юношей и девиц, пока черёд или жребий не дошёл до дочери правителя города (мотив Андромеды). Когда она в слезах ожидает гибели, Георгий, проезжающий мимо и направляющийся к воде, чтобы напоить коня, узнаёт, что происходит, и ждёт змея. Самый поединок переосмыслен: по молитве Георгия обессилевший и укрощённый змей (дракон) сам падает к ногам святого, и девица ведёт его в город на поводке, «как послушнейшего пса» (выражение из «Золотой легенды» итал. агиографа Иакова Ворагинского, 13 в.).

    Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Георгия и принять крещение; Георгий сражает змея мечом и возвращает дочь отцу. Этот рассказ, в котором Георгий выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обречённой невинности, известен уже в низовой, полуофициальной византийской агиографии. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времён крестовых походов в Зап. Европе, где он воспринимался как сакральное увенчание и оправдание всего комплекса куртуазной культуры. Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще (т. н. крест св. Георгия, в Англии с 14 в.; Георгий считается св. патроном Англии). «Приключение» битвы со змеем, бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в религиозно-назидательную литературу и живопись дух рыцарского романа; эта специфическая окраска легенды о Георгие приобрела особое значение на исходе западного средневековья, когда приходящий в упадок институт рыцарства делается предметом нарочитого культивирования (созданный именно с этой целью ок. 1348 англ. Орден Подвязки был поставлен под особое покровительство Георгия).

    Тема драконоборчества вытесняет все другие мотивы иконографии Георгия, ложится в основу многочисленных произведений искусства. Интересное исключение представляют русские духовные стихи о «Егории Храбром», игнорирующие эту тему. В них Георгий оказывается сыном царицы Софии Премудрой, царствующей «во граде Иерусалиме», «на Святой Руси», его облик наделён сказочными чертами («Голова у Егория вся жемчужная, по всем Егорие часты звезды»); от «царища Демьянища», т. е. Диоклетиана, он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет (как это заточение «во глубок погреб», так и 30-летнее сидение богатыря — постоянные мотивы былин), затем чудесно выходит на свет и идёт по русской земле для утверждения на ней христианства. Трёх своих сестёр, коснеющих в язычестве, он видит заросшими коростой и волосами дикими пастушками волчьей стаи; от воды крещения короста с них спадает, а волки, как и змеи, отходят под упорядочивающую власть Георгия. Всё кончается богатырским поединком Георгия с «царищем Демьянищем» и искоренением на Руси (выступающей как эквивалент эйкумены) «басурманства». С 14 в.

    Изображение всадника на коне становится эмблемой Москвы (затем входит в герб г. Москвы, а позже — в состав государственного герба Российской империи). В 1769 в России был учреждён военный орден св. великомученика и победоносца Георгия, в 1913 военный Георгиевский крест.

    Среди литературных разработок легенды о Георгии отметим три произведения рус. литературы 20 в. За поэмой («кантатой») М. Кузмина «Св. Георгий» стоит религиеведение конца 19 — нач. 20 вв., искавшее в христ. апокрифах топику языческих мифов (царевна сама отождествляет или сравнивает себя с Корой-Персефоной, Пасифаей, Андромедой и Семелой, у Георгия оказываются «Персеев конь» и «Гермесов петаз»), а также психоанализ, постулирующий для мотива драконоборчества эротический смысл; фоном служит крайняя перенасыщенность каждой строки культурно-историческими ассоциациями. Напротив, стихотворение Б. Пастернака «Сказка» освобождает мотив змееборчества от всего груза археологической и мифологической учёности, от всех случайных подробностей (вплоть до имени самого героя), сводя его к наиболее простым и «вечным» компонентам (жалость к женщине, полнота жизни и надежды перед лицом смертельной опасности). Наконец прозаическая «Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова (неоконч.) использует не общеизвестную тему битвы со змеем, но мотивы русских духовных стихов (дикие сестры Георгия, его таинственная власть над волками и т. п.), стремясь извлечь из них архетипы славянской традиции, с оглядкой на византийское влияние.

     








  • Ганеша
  • Агастья
  • Арджуна
  • Атхарван
  • Ахалья
  • Бхарата
  • Бхима
  • Бхиригу
  • Гаутама
  • Драупади
  • Кунти
  • Притхи
  • Радха
  • Абдер
  • Агава
  • Агамемнон
  • Адмет
  • Адонис
  • Актеон
  • Андромеда
  • Аякс
  • Беллерофонт
  • Брисеида
  • Бузиг
  • Галатея
  • Ганимед
  • Гармония
  • Гектор
  • Геракл
  • Геспериды
  • Гиакинф, Гиацинт
  • Гилас
  • Гипподамия
  • Даная
  • Дафна
  • Девкалион
  • Дедал и Икар
  • Европа
  • Ифигения
  • Калипсо
  • Каллироя
  • Каллисто, Каллиста
  • Церцея
  • Леда
  • Медея
  • Нарцисс
  • Плеяды
  • Полифем
  • Приам
  • Вампиры:
  • Аниука
  • Инкубы
  • Суккубы
  • Ламия
  • Другие вампиры
  • Великаны:
  • Ванапаганы
  • Варклапы
  • Волот
  • Гримтурсы
  • Дсонакавы
  • Русалки:
  • Ахти
  • Берегини
  • Вилы
  • Водяной
  • Лобасты
  • Лоскотуха
  • Мавки
  • Мемозина
  • Мерроу
  • Сирены
  • Су-кызлары
  • Тритон
  • Ундине и наре
  • Фараонка
  • Хы-гуаше
  • Ведьмы и колдуны:
  • Ведуны и ведуньи
  • Ведьмак
  • Ведьма
  • Волшебники
  • Ворожеи
  • Гадалки
  • Еретик
  • Некроманты
  • Чародей
  • Чернокнижник

  • © 2007 Mifologija.dljavseh.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!