Мифология народов Азии и Ирана — Будда Шакьямуни.

  • Авдотья Рязаночка
  • Авель
  • Авраам
  • Адам и Ева
  • Алеша Попович
  • Андрей
  • Баба - Яга
  • Боян
  • Буй-тур Всеволод
  • Валтасар
  • Василий Буслаевич
  • Волх Всеславьевич
  • Георгий Победоносец
  • Даниил
  • Дунай Иванович
  • Евпатий Коловрат
  • Иван - Богатырь
  • Илья Муромец
  • Кащей Бессмертный
  • Лазарь
  • Лихо одноглазое
  • Лыбедь
  • Лях
  • Марья Моревна
  • Микула Селянинович
  • Михаил Потык
  • Никита Кожемяка
  • Пересвет
  • Святогор
  • Вяйнямейнен
  • Лемминкяйнен
  • Альвис
  • Адвари
  • Атли
  • Беовульф
  • Брюнхильда
  • Гулльвейг
  • Амур
  • Венера
  • Геркулес
  • Грации
  • Диана
  • Меркурий
  • Минерва
  • Флора
  • Церера
  • Амата
  • Аттий Навий
  • Тарпея
  • Акер
  • Амон
  • Анубис
  • Бену
  • Адапа
  • Воскресение Осириса
  • Гимн Осирису
  • Исида и Гор в болотах Дельты
  • Исида и Нефтида находят тело Осириса
  • Истребление людей
  • Плач Исиды и Нефтиды
  • Ра и Змей
  • Агунда
  • Али
  • Ананда
  • А-нюй, Э-нюй
  • Аран
  • Аранбуль
  • Арен
  • Арнаваз
  • Арупап
  • Бахрам Гур
  • Бодончар
  • Ван Хай
  • Ванцзы Цио
  • Гумиры
  • Гуштасп
  • Зяунг
  • Искандар
  • Кава, Кова
  • Кай Кавус
  • Кунье
  • Люхва
  • Манджушри
  • Падмасамбхава
  • Будда Шакьямуни
  •  


    Будда Шакьямуни.

    Реклама:

     

    Мифология народов Азии и Ирана - Будда Шакьямуни

    Будда Шакьямуни (санскр. sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»), известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение.

    В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд): бхагават («благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»), джина («победитель») и т. д. В основе мифологического образа Шакьямуни, несомненно, лежит реальный человек, основатель буддизма, который жил в Северной Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. (по мнению большинства учёных, в 566-476 или в 563-473 до н. э.). Его жизнеописание начало наполняться мифическим содержанием, по-видимому, уже при жизни; в последующие столетия мифологизация его образа возрастала вплоть до появления на рубеже нашей эры канонического образа, зафиксированного в буддийских канонических текстах.

    Ни в одном каноническом тексте легенда о Шакьямуни не излагается полностью. «Махапаринирвана-сутра», напр., содержит только сведения о последних месяцах его жизни и о смерти, в «Дхармачакраправартанасутре» описывается его первая проповедь, так что первым произведением, где жизнь Шакьямуни описывается с рождения до смерти, является «Буддхачарита» [«Жизнь Будды» Ашвагхоши (1 в. н. э.)]. Вместе с тем эта легенда в основных чертах одинакова во всех течениях буддизма, хотя жизнь Гаутамы и принято разделять на периоды, число которых в разных традициях различно. В тибетской традиции, например, выделяют 12 этапов: принятие решения родиться в мире людей; схождение с неба тушита; вхождение в лоно матери; рождение; накопление мирских знаний; жизнь в удовольствиях; уход из дворца; аскетические упражнения; победа над Марой; достижение состояния будды; проповедь дхармы; вхождение в нирвану.

    Общебуддийское содержание легенды таково: в течение многих кальп Шакьямуни перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных существ. Накопив за это время нужные свойства для достижения состояния будды, он провёл предпоследнее своё рождение в небе тушита. Поскольку мир людей погрузился в мрак неведения, боги просили Шакьямуни родиться в облике человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Бодхисатва согласился на это и выбрал местом своего рождения маленькую страну племени шакьев в Северной Индии, а родителями — царя Шуддходану и царевну Майядеву. В это время Майядеве приснилось, что в её лоно вошёл белый слон. Этот сон был истолкован как знак того, что она станет матерью великого человека. Шакьямуни родился в роще Лумбини близ столицы шакьев Капилавасту. Он имел все махапурушалакшаны, и учёные-брахманы предсказали, что он станет или буддой, или чакраватином. Отец предпочитал второе: он дал сыну всестороннее светское образование и делал всё, что мог, чтобы Шакьямуни видел только положительные стороны жизни. Царевич жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях. Он женился на своей кузине Яшодхаре, и, казалось, что всё идёт к исполнению мечты отца.

    Но однажды Шакьямуни увидел в городе четыре знамения. Первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость сансары, а последнее (монах) показало ему путь к освобождению. Он решился на бегство и после рождения своего сына Рахулы покинул дворец и присоединился к аскетам. Через несколько лет он понял, что их методы (особенно крайний аскетизм) не ведут к спасению. Шакьямуни сидел у подножия дерева бодхи и решил не вставать прежде чем достигнет совершенства. Несмотря на искушения Мары, на 49-й день (в возрасте 35 лет) Гаутама достиг бодхи и стал буддой. Первую проповедь он произнёс в парке Ришипатана близ Варанаси для пяти бывших своих товарищей-аскетов, которые и стали его первыми учениками. Скоро вокруг Шакьямуни собралась большая сангха и лучшие его ученики {Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и др.) достигли состояния архата. Преодолев угрозу заговора Девадатты, Шакьямуни в возрасте 80 лет ушёл в полную нирвану.

    В махаяне и ваджраяне образ Шакьямуни имеет некоторые специфические черты. Так, например, считается, что в мире явилось лишь его нирманакая, в то время как самбхо-гакая осталось в небесах. В зависимости от умственных способностей слушателей Шакьямуни проповедовал разные по сложности дхармы. Индо-тибетская махаянская традиция считает, что он совершил три т. н. «поворота колеса дхармы» («дхармачакраправартана»). На первом этапе он проповедовал хинаяну, затем — праджняпарамиту, и наконец — виджнянаваду (последние две составляют махаяну).

     








  • Ганеша
  • Агастья
  • Арджуна
  • Атхарван
  • Ахалья
  • Бхарата
  • Бхима
  • Бхиригу
  • Гаутама
  • Драупади
  • Кунти
  • Притхи
  • Радха
  • Абдер
  • Агава
  • Агамемнон
  • Адмет
  • Адонис
  • Актеон
  • Андромеда
  • Аякс
  • Беллерофонт
  • Брисеида
  • Бузиг
  • Галатея
  • Ганимед
  • Гармония
  • Гектор
  • Геракл
  • Геспериды
  • Гиакинф, Гиацинт
  • Гилас
  • Гипподамия
  • Даная
  • Дафна
  • Девкалион
  • Дедал и Икар
  • Европа
  • Ифигения
  • Калипсо
  • Каллироя
  • Каллисто, Каллиста
  • Церцея
  • Леда
  • Медея
  • Нарцисс
  • Плеяды
  • Полифем
  • Приам
  • Вампиры:
  • Аниука
  • Инкубы
  • Суккубы
  • Ламия
  • Другие вампиры
  • Великаны:
  • Ванапаганы
  • Варклапы
  • Волот
  • Гримтурсы
  • Дсонакавы
  • Русалки:
  • Ахти
  • Берегини
  • Вилы
  • Водяной
  • Лобасты
  • Лоскотуха
  • Мавки
  • Мемозина
  • Мерроу
  • Сирены
  • Су-кызлары
  • Тритон
  • Ундине и наре
  • Фараонка
  • Хы-гуаше
  • Ведьмы и колдуны:
  • Ведуны и ведуньи
  • Ведьмак
  • Ведьма
  • Волшебники
  • Ворожеи
  • Гадалки
  • Еретик
  • Некроманты
  • Чародей
  • Чернокнижник

  • © 2007 Mifologija.dljavseh.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!